Методические указания к проведению игр в обучении
плаванию
Игры на занятиях по
плаванию применяют строго целенаправленно, с учетом конкретных задач
каждого занятия, его содержания, в тесной связи со всем изучаемым на
уроках учебным материалом.
Успешно решить задачу при
обучении плаванию игровым методом помогут методические
указания:
Участники игры
должны понимать содержание и задача игры.
Преподаватель обязан:
правильно определить место выбранной игры среди других
упражнений;
учитывать длительность
игры;
использовать игры, распределенные
по степени трудности с учетом возрастных, половых и индивидуальных
особенностей занимающихся;
распределять
играющих на команды, равные по силам;
соблюдать объективное и беспристрастное судейство;
обеспечить оптимальные нагрузки, интенсивность нагрузки
следует чередовать с отдыхом;
четко и
кратко объяснять правила игры;
отмечать
и оценивать успехи участников игры;
проводить анализ игровой деятельности;
привлекать занимающихся к анализу своих действий
поручать организацию уже знакомых игр самим
занимающимся;
при определении
результатов игры надо учитывать не только конечный результат, но и
качество выполнения двигательного
действия.
Между
играми и другими упражнениями, включенным в урок, должна быть тесная
организационно-методическая взаимосвязь.
Необходимо включать в игры только те элементы техники
плавания или упражнения, которые достаточно хорошо освоены
занимающимися.
Нецелесообразно
совмещать на одном и том же занята изучение новых упражнений с
разучиванием новой игры. Использование игры в целях содействия обучению
плавания должно тесно сочетаться с задачами развития двигательных
качеств. Например, для воспитания ловкости надо обновлять и варьировать
знакомые игры. Необходимо ставить перед играющими новые задачи на
координацию движений, проводить игры с более сложными правилами,
коллективных и индивидуальных
действий.
Для
воспитания быстроты полезно проводить игры, требующие незамедлительных
двигательных ответов в часто изменяющейся обстановке, усложненной
дополнительными заданиями, а также с преодолением расстояний на
скорость (5-10 м). Выносливость формируют игры с непрерывной
двигательной деятельностью средней интенсивности продолжительностью до
8—12 минут.
Подготовка к проведению,
организация участников и объяснение
игры
Самая важная роль в организации
игры принадлежит руководителю. Он обязан до малейших деталей продумать
весь ход игры, особенно в тех случаях, когда игра проводится впервые и
трудно предвидеть все ситуации, возникающие в ее ходе. Руководитель
обязан подготовить место проведения, инвентарь. От того, насколько
быстро и четко будут организованы играющие, во многом зависят успех
проведения и конечный результат игры.
В начале игры
выбирают водящего или разделяют участников на команды. Водящего может
назначить руководитель или выбрать члены команды (с помощью «считалки»,
по жребию).
Если участников нужно разделить на
команды, то воспользуйтесь такими
способами:
расчет в строю.
Игроки рассчитываются по 2, по 3, в зависимости от числа
команд;
на усмотрение руководителя (если
он хорошо знает силы участников);
капитаны по очереди выбирают себе игроков, вызывая их из
строя;
по назначению преподавателя,
который формирует команды, выступающие в любых играх постоянным
составом.
Формируя
команды, нужно стремиться к тому, чтобы состав каждой из них был
примерно равен по силам. Капитанов команд обычно выбирают участники.
Объяснение игры нужно проводить в исходном игровом построении. Этому
правилу изменять нельзя. Чтобы у играющих не возникло лишних вопросов,
объяснение надо сопровождать показом. Если вода в бассейне или водоеме
прохладная, рассказать об условиях проведения игры можно на суше.
Объяснять игру надо предельно кратко и ясно, особенно в тех случаях,
если играющие находятся в воде. Целесообразнее всего придерживаться
следующего плана изложения:
название игры;
роль играющих и их
расположение;
ход
игры;
цель игры;
правила
игры.
Руководитель
должен начать игру, разумно ее дозировать, своевременно закончить. В
зависимости от подготовки играющих он может упростить или усложнить
отдельные правила. Особенно нужно следить за правилами выполнения
технического приема, для изучения или закрепления которого применяется
игра. В игре нельзя допускать пререканий, грубостей. Давать сигнал к
окончанию лучше всего тогда, когда участники получили от нее
удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить
словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний
водящий». Как видим, у руководителя подвижных игр много прав. Однако он
должен уметь ими пользоваться, предоставляя играющим максимум
инициативы, оставаться объективным и беспристрастным
судьей.
Определение результатов игры, выявление
ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение.
Руководитель должен охарактеризовать игру в целом и дать оценку
действиям отдельных игроков. Необходимо указать на нарушения правил и
ошибки, которые были допущены, отметить лучших
игроков.
К оценке игры следует привлекать и
участников. Объективный анализ приучает к правильной самооценке,
критическому мышлению, повышает сознательную дисциплину, способствует
развитию инициативы, укрепляет товарищеские отношения в команде,
усиливает интерес к дальнейшим занятиям плаванием и в итоге
способствует лучшему усвоению и закреплению
материала.
Правила проведения
игры
При проведении игры необходимо
соблюдать следующие правила:
объясняя игру, необходимо четко рассказать ее содержание и
правила, выбрать водящего и разделить игроков на группы, равные по
силам;
в каждой игре должны участвовать
все занимающиеся, находящиеся в воде;
если вода в бассейне прохладная, игра должна быть активной и
проводиться в быстром темпе;
во время
игры необходимо тщательно следить за выполнением правил, строго
наказывать за все нежелательные проявления: грубость, нетоварищеское
поведение, нарушение правил игры;
после
окончания игры необходимо обязательно объявлять результаты, называть
победителей и проигравших, особо поощрять взаимную помощь и действия в
интересах коллектива;
каждую игру нужно
вовремя закончить, пока она не надоела занимающимся и они не очень
устали.
Успешному
проведению игр вводе, как с детьми школьного возраста, так и со
студентами, помогает непосредственное участие педагога. Это позволяет
быстрее организовать занимающихся, вовлечь их в игру. Если
преподаватель не участвует в игре, то он должен выбрать для себя такое
место, чтобы хорошо видеть, как идет игра. Игры на воде проводятся как
с новичками, так и с теми, кто хорошо умеет плавать. По мере повышения
спортивной подготовленности занимающихся игры становятся более
сложными.
Выбор игры зависит от педагогических задач
обучения, условий для проведения игры, глубины и температуры воды,
количества занимающихся в группе, их возраста, уровня
подготовленности.
Требования к подбору и
проведению игр
Подбирая игру, нужно
четко представить, какие педагогические задачи нужно решить. В
методике обучения и проведения подвижных игр необходимо
руководствоваться следующими педагогическими целями: осознанное
восприятие нового материала, активное участие в учебном процессе,
проявление инициативы, творчества. Весь процесс участия в игровой
деятельности должен носить воспитательный характер.
Последовательность применения игр и подбор игрового материала
определяют многие факторы. Прежде всего, это соответствие поставленным
педагогическим задачам: обучение, тренировка,
воспитание.
Необходимо хорошо знать физическую и
плавательную подготовленность группы и четко представлять, что
занимающиеся могут сделать, а что им не под силу. При этом необходимо
четко дифференцировать соответствие выбранной игры возрасту ее
участников, однородности группы, количеству играющих. Немаловажное
значение имеет подбор игр по степени их трудности. Легкие игры, не
требующие проявления усилий, неинтересны, как и слишком трудные. Выбор
во многом определяется местом и условиями игры: открытый водоем,
бассейн, температура воды, воздуха, меры
безопасности.
Заключение
Научить человека
плавать можно лишь при условии его свободного, без напряжения и страха
поведения в воде. На этапах начального обучения плаванию на
занимающихся действует множество факторов, которые не встречаются им
при наземном передвижении. Это, прежде всего, переключение привычных
реакций, связанных с твердой опорой и передвижением в разнородной
среде земля-воздух, адаптация с новым способом опоры о воду и
передвижение в однородной водной среде; отсутствие антигравитационных
рефлексов и переход к действиям в условиях относительной невесомости;
перестройка дыхания, замена вертикального положения на горизонтальное.
Занимающиеся не в состоянии сразу адаптироваться к влиянию всех этих
факторов. И в связи с этой проблемой применение игрового метода на
занятиях весьма важно, так как применение игр с различной
направленностью ускоряет развитие двигательных умений и навыков,
содействует более быстрой адаптации организма к
воде.
Многократное повторение разных игр при обучении
плаванию способствует созданию у занимающихся динамичного стереотипа
движений, что способствует ускоренному овладению техникой плавания в
воде. Игра увлекает, что создает эмоциональный фон для снятия
напряжения и страха в воде, побуждает занимающихся к активному
выполнению упражнений. Вот поэтому игры очень рекомендуются при
обучении плаванию. Играя, человек незаметно привыкает к свойствам
водной среды настолько, что потребность в умении плавать возникает сама
собой.