"Не умеет ни читать, ни плавать” - такую замечательную формулу-характеристику давали некультурному человеку древние греки. Фигуры пловцов, высеченные на камнях, изображения плывущих мужчин на древнейших папирусах и вазах рассказывают об использовании плавания в военном деле, труде, быту примерно за три с лишним тысячи лет до нашей эры.
Из истории известно, что знаменитыми пловцами были, например, Александр Македонский и Юлий Цезарь, что более 2000лет назад в Японии соревновались в плавании на скорость.
Плавание в России в древности развивалось в основном как прикладной вид, и в середине XVII в. в русских войсках вводится обучение плаванию. Петр I включает его в программу подготовки офицеров армии и флота: " ..всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать, не всегда есть мосты”. В XVIII в. в России начинает утверждаться мысль о важности и полезности плавания как гигиенического упражнения и как прикладного навыка. В распространенном в то время издании "Эко-номический месяцеслов” за 1776 г. отмечается; "По справедливости надлежало бы каждому молодому человеку учиться плавать, поелику во многих случаях от умения плавать зависит спасение жизни” А. В. Суворов, как свидетельствует А. Петрушевский , учил солдат плавать, переправляться через реки вброд и вплавь.
В России еще задолго до начала развития плавания на Западе успешно проводилось организованное обучение плаванию, причем имелись достаточно многочисленные кадры профессионалов-преподавателей, среди которых были не только военнослужащие, но и специалисты, работавшие по вольному найму. Например, в "Санкт-Петербургских ведомостях” за 1782 г. было напечатано: "...желающие обучать в Морском шляхетском кадетском корпусе кадет плаванию явились бы для договора о цене”. Спортивное плавание в дореволюционной России не имело широкого распространения. Лишь в XIX в. в России появляются первые школы плавания. Так, в Петербурге в 1834 г. у Летнего сада открывается школа плавания, организованная преподавателем гимнастики Паули; в числе ее посетителей были Пушкин и Вяземский. В конце XIX в. в России начинается строительство крытых бассейнов для плавания. В 1891 г. открывается бассейн в Москве при Центральных банях, в 1895 г.- при Сандуновских. Сооружаются бассейны при военно-учебных заведениях: военно-морском, 1-ми 2-м кадетских корпусах и в Пажеском корпусе в Петербурге, в Киевском кадетском корпусе и др. Но это были малогабаритные бассейны (длиной от 10 до 15-16 м), пригодные лишь для начального обучения плаванию.
Популярной русской школой плавания, где была довольно широко поставлена спортивная работа, являлась Шуваловская школа, организованная в 1908 г. по инициативе В. В. Пескова на Суздальском озере в пригороде Петербурга - Шувалове. В Шуваловской школе плавания число членов и так называемых членов-соревнователей доходило в разные годы до 300- 400 человек. Это были преимущественно учащиеся средних и высших учебных заведений, которые вместе с родителями (служащими и мелкими буржуа) выезжали из Петербурга летом на дачу в Шувалове. В этой школе осуществлялось обучение спортивным способам плавания и организовывались водные праздники и соревнования по плаванию, прыжкам в воду и водному поло, проводились испытания на магистра и кандидата плавания. Эта школа оказала значительное влияние на развитие плавания в дореволюционной России. В 1912 г. в Москве организуется "Московское общество любителей плавания” (МОЛП), которое проводило занятия не только летом, но и зимой (в Сандуновских банях). К началу первой мировой войны (1914 г.) плавание стало культивироваться также в Киеве, Чернигове, Баку, Батуми, Ростове-на-Дону, Феодосии, Севастополе, Харькове, Ярославле, Мариуполе, Ревеле, Риге, Самаре, Сестрорецке, Ораниенбауме и в других городах. Спортивное плавание в России в эти годы делало лишь первые шаги. Тренировки проводились в основном на открытой воде, и результаты пловцов были невысокими. Поэтому, участвуя в V Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 г., русские пловцы не имелн успеха. Первые крупные состязания по плаванию в России были проведены на русской олимпиаде в Киеве в 1913 г. Оли вошли в историю как первое первенство России по плаванию. В нем участвовало около 60 человек. Шуваловские пловцы заняли все первые места, хотя их результаты значительно отставали от достижений лучших спортсменов мира. Вторая русская олимпиада, в программу которой входило и плавание, состоялась в 1914 г. в Риге. На соревнования прибыло около 70 пловцов из Москвы, Петербурга, Киева и других городов. Из-за неподготовленности базы почти все иногородние пловцы отказались от участия в соревнованиях. Спортивные результаты по плаванию на этой олимпиаде также были невысокими.
В 1922 г. было образовано общество плавания "Дельфин”, явившееся преемником традиций Шуваловской школы и ставшее вскоре своеобразным центром спортивного плавания в стране. Под руководством профсоюзных организаций начинается учебно-спортивная работа по плаванию. Открываются спортивные школы плавания, организуются соревнования. Например, с 1921 г. стали ежегодно проводиться крупные соревнования в Москве.Открытые в Москве и Петрограде институты физкультуры начали готовить преподавателей и тренеров по плаванию.
В 1928 г. в Москве состоялась Всесоюзная спартакиада, которая способствовала дальнейшему распространению и развитию плавания в нашей стране. В период 1926-1929 гг. советские спортсмены проводят свои первые международные соревнования по плаванию. Плавание развивается во всех советских республиках. В сравнительно короткий срок в нашей стране был заложен прочный фундамент развития массового плавания.
В 1941 г. Германия напала на нашу СССР. Развитие спорта, в том числе плавания, в стране затормозилось. Физкультурные организации перестроили свою работу в интересах фронта. В годы войны проводилась большая работа по военно-физической подготовке. Только в 1943 г. было обучено плаванию и переправам вплавь около 500 тыс. человек. В боевых операциях на море, при высадке десантов и переправах умение плавать и держаться на воде в обмундировании и с оружием способствовало победе русских солдати спасению их жизней. Благодаря активной работе физкультурных организаций к 1948 г. был достигнут довоенный уровень количества занимающихся плавательным спортом в стране.
Самого большого успеха на международной спортивной арене советские пловцы добились в 60-е годы. Выступая на XVIII Олимпийских играх в 1964 г.(Токио), 16-ти летняя севастопольская школьница Галина Прозуменщикова первой среди советских пловцов стала олимпийской чемпионкой в плавании на 200 м брассом. В 1966-1968 гг.советские пловцы передвинулисьна 1-е место в Европе и на 3-е В мире (после США и Австралии). На ХI европейском чемпионате (1966 г., Утрехт) советская команда опередила пловцов 25 стран Европы и с большим отрывом в очках завоевала мужской и женский командные Кубки, получив 8 золотых медалей, 7 серебрянных и 4 бронзовые. Победы на европейской арене были через 2 ода закреплены в Мехико - на XIX Олимпиаде. Здесь советские пловцы, мужчины и женщины, получили 61 очко и заняли 3-е место в мире, а мужчины - 2-е место, уступив первенство пловцам США.
История браса
Брасс — один из древнейших способов плавания. В программу олимпийских игр включен с 1904 г.Долгое время пловцы пользовались техникой так называемого классического (ортодоксального) брасса. Лицо пловца все время находилось над водой, вдох выполнялся во время гребка руками. Ноги являлись основной движущей силой. Рабочее движение ногами приходилось на вытянутые вперед руки. После гребка ногами наблюдалась выраженная фаза скольжения.
Советские пловцы одними из первых усилили движения руками, а в момент выведения рук и скольжения стали опускать лицо в воду. Так плавал заслуженный мастер спорта Л. К. Мешков. Его результаты в предвоенные годы на дистанциях 100 и 200 м (1.14,6 и 2.47,2 соответственно) близко подходили к лучшим мировым достижениям.
С 1935 по 1952 г. в соревнованиях в заплывах брассом разрешали применять баттерфляй. И хотя представители брасса часто оказывали достойное сопротивление баттерфляистам, особенно на дистанции 200 м, все же преимущество баттерфляя в скорости было очевидным.
С 1953 г., после выделения баттерфляя в самостоятельный способ плавания, начался новый этап развития брасса. Советский пловец В. Минашкин (тренер С. Кобелев) стал первым рекордсменом мира в брассе. Стиль В. Минашкпна отличался сильным гребком руками, подхватывающим рабочее движение ногами в момент, когда оно полностью еще не завершилось. Этот элемент безнаплывной координации сегодня взят на вооружение многими сильнейшими брассистами мира.
Правила соревнований тех лет разрешали пловцу погружаться под воду с головой. Поэтому на Олпмппйских играх 1956 г. почти все брассисты-мужчины применили вариант "ныряющего” брасса с длинным гребком руками до бедер. Такой техникой хорошо владел X. Юничев, который первым в истории советского плавания завоевал олимпийскую медаль (3-е место на дистанции 200 м с результатом 2.36,8).
Международная федерация плавания внесла в 1957 г. дополнения в правила соревнований, запрещающие заныривание пловца на дистанции. Погружение под воду разрешалось только после старта и поворотов. Начались новые поиски скоростных вариантов брасса. И если женщины твердо придерживались канонов классического брасса вплоть до Олимпиады 1968 г., то у мужчин в последние 15 лет произошла настоящая "техническая” революция.
На Олимпийских играх 1960 г. в Риме новый вариант техники продемонстрировали первые два призера — американец У. Малликен и японец К. Осаки. Тело пловцов лежало ровно, но глубоко в воде; над водой находилась лишь верхняя часть головы. Гребок руками выполнялся широко, однако за линию плечевого пояса они не заходили. Во время гребка лицо оставалось в воде. В момент энергичного движения согнутыми руками вниз-внутрь к груди в конце гребка плечевой пояс и голова на короткий миг приподнимались над поверхностью — пловец выполнял быстрый вдох. Руки выводились вперед, вслед за ними лицо погружалось вновь в воду, следовал мощный толчок ногами. Этот вариант получил название брасса с "поздним” вдохом или "прыгающего” брасса (за своеобразный ритм движений головой).
Технику брасса с "поздним” вдохом творчески развили советский тренер А. Ткаченко и его ученик Г. Прокопенко. Во время плавания тело Г. Прокопенко занимало высокое положение в воде — спина полностью обнажалась. Сильный гребок руками выполнялся по "округлой” траектории. В первой половине гребка руками пловец как бы подтягивался, в конце гребка - мощно отталкивался. Плечевой пояс в этот момент не "выпрыгивал”, а плавно "выскальзывал” вверх-вперед и после вдоха так же плавно уходил вслед за руками вперед-вниз. После гребка ногами таз и бедра приподнимались — пловец принимал ровное положение у поверхности, словно скользил по вершине встречного потока воды. Ноги подтягивались в основном за счет "забрасывания” пяток к ягодицам.
И все же, несмотря на увеличение мощности движений, техника классического брасса с выраженной паузой в движениях руками на сегодня почти исчерпала возможности повышения скорости. Ее стали вытеснять варианты темпового брасса с узкой амплитудой и непрерывным согласованием движений рук и ног.
Различные варианты темпового брасса с успехом применяли советские брассисты на Олимпийских играх 1968 г.: двукратный серебряный призер В. Косинский, бронзовый призер Н. Панкин, а также Е. Михайлов и И. Морчуков. Большая заслуга в этом принадлежит их тренерам: Г. В. Яроцкому; О. В. Храламовой; М. В. Бричкову и В. М. Морчукову.
Техника И. Морчукова отличалась своеобразным согласованием с ярко выраженным слиянием рабочих фаз в движениях рук и ног. Внешне это выглядело так, будто бы пловец одновременно начинал гребок руками и ногами. В технике плавания И. Морчукова рациональные элементы "безнаплывного” брасса В. Минашкина, Г. Прокопенко и других советских пловцов получили дальнейшее развитие. Однако полное слияние рабочих фаз движений рук и ног усложнило координацию движений, сделало ее менее устойчивой к сбивающим факторам. Более рациональным следует признать вариант согласования, в котором рабочие движения руками и ногами совпадают лишь частично. Таким согласованием характеризуется техника плавания Н. Панкина.
История баттерфляя
Баттерфляй возник как разновидность способа брасс. Пловцы-брассисты удлинили гребок руками до бедер и стали проносить руки вперед над водой. Результаты в брассе-баттерфляе резко возросли.
Одними из первых в мире технику баттерфляя в совершенстве освоили советские пловцы. Результаты заслуженного мастера спорта С. Бойченко на дистанциях 100 м — 1.06,8 (1936 г.) и 200 м — 2.29,8 (1941 г.) превышали официальные мировые рекорды тех лет.
На соревнованиях представители "классического” брасса и баттерфляя стартовали вместе. И если на Олимпийских играх 1936 г. победа оставалась за брассистами, то в послевоенных Олимпиадах 1948 и 1952 гг. среди мужчин выиграли баттерфляисты.
С 1953 г. баттерфляй был выделен в самостоятельный способ плавания. Одновременно правилами соревнований разрешалось выполнять симметричные движения ногами в вертикальной плоскости. Это привело к рождению скоростной разновидности баттерфляя — дельфина.
Первый мировой рекорд в баттерфляе-дельфине установил в 1953 г. венгр Д. Тумпек. Он использовал двух- и трехударный дельфин с ярко выраженными волнообразными движениями ногами и туловищем и глубоким заныриванием в момент входа рук в воду и их задержки в "наплыве”.
Однако первые олимпийские чемпионы-дельфинисты (в 1956 г.) Б. Иорзик и Ш. Мэнн (США) доказали преимущество слитного двухударного варианта дельфина с непрерывными движениями руками и ногами без "заныривания”. Ведущую роль играли движения руками. И если для Б. Иорзика характерной была интенсивная работа исключительно гибких ног, то Ш. Мэнн продемонстрировала дельфин с относительно плоским положением тела и мелкими ("порхающими”) движениями ног.
Своеобразной техникой отличался наш В. Кузьмин (чемпион Европы 1962 и 1966 гг., 4-е место на Олимпийских играх в Мехико). Он хорошо лежал на воде, плыл с длинным, сильным гребком руками и ослабленной работой ногами; при этом каждый второй удар выполнялся с небольшой амплитудой и без выраженного сгибания в коленях.
Американец К. Робби (победитель на дистанции 200 м) широко вкладывал и разводил руки в стороны во время захвата. Так же широко вкладывала в воду согнутые в локтях руки и победительница на дистанции 100 м у женщин австралийка А. Макклемеитс. У обоих сначала в воду входили несколько согнутые кисти, а локти словно удерживались на вершине носовой волны; гребок начинался с выраженным вращением предплечья. У американца Д. Рассела (победитель на дистанции 100 м) руки входили в воду между средней линией тела и линией плеч, захватывали воду движением в стороны, а в середине гребка заметно сближались под животом. Вращение рук внутрь в начале гребка было менее выражено. Все эти пловцы плавали двухударным дельфином с полной амплитудой движений.
Сходна с техникой Д. Рассела была манера плавания советского пловца В. Немшилова, занявшего 4-е место на дистанции 100 м. Победительница на дистанции 200м у женщин А. Кок (Голландия) плавала одноударным дельфином. Захлест стопами вниз совпадал у нее с входом рук в воду и захватом воды, помогал вывести бедра к поверхности воды и занять горизонтальное положение. Затем вверх уходили и стопы. Во время сильного безнаплывного гребка руками ноги находились у поверхности.
Вариант одноударного дельфина встречается редко (чаще всего у женщин с хорошей плавучестью и относительно большой мышечной массой). В целом он, несомненно, менее перспективен, чем двухударный слитный дельфин. Эту точку зрения подтвердили и победители Олимпийских игр 1972 г.
История вольного стиля (кроля)
Кроль на груди—наиболее популярный и быстрый способ плавания. Одиннадцать номеров программы Олимпийских игр 1972 г. были посвящены кролю (8 личных номеров и 3 эстафеты). Кроль по праву считается основой начального обучения и общеплавательной подготовки пловца независимо от его специализации.
Применение кроля в спортивных состязаниях относится к началу нашего столетия. Это был двухударный кроль, который отличался от современного тем, что пловец, высоко держа голову, выполнял короткий гребок, сильно сгибал ноги в коленях и ударял стопой и голенью, по поверхности воды. Такой вариант кроля называли австралийским. Он применялся пловцами Австралии, Европы и Америки. Вскоре его стали совершенствовать. Тело пловца лежит в воде более плоско, ноги выполняют частые попеременные движения с незначительным сгибанием в коленях и небольшим размахом стоп в воде. Такие движения ногами назвали "независимыми”, так как они допускали не только два, но и шесть ударов ногами в одном цикле движений рук.
Таким шестиударным кролем плавал победитель Олимпийских игр 1924 и 1928 гг. американец Д. Вейсмюллер. Его техника плавания долгие годы служила образцом. В ней было много рационального и прежде всего согласование движений рук. Д. Вейсмюллер и его тренер считали слишком быстрое движение руки над водой ошибкой (когда одна рука "догоняла” другую). После входа в воду рука полностью не выпрямлялась и не задерживалась в наплыве, а тотчас начинала гребок. Движениям рук отводилась ведущая роль. В технике пловца отмечались и консервативные элементы: прогнутое ("планирующее”) положение тела, стабильное положение туловища относительно продольной оси.
На Олимпийских играх 1932 и 1936 гг. большую победу одержали японские кролисты.Они продемонстрировали вариант "планирующего” ("скользящего”) кроля. Движения руками над водой были короткими и быстрыми. После входа в воду рука выпрямлялась и долго задерживалась в наплыве. В согласовании рук наблюдался "обгон”: в момент входа одной руки в воду другая только начинала гребок. Длинному гребку руками помогали интенсивные движения ногами, глубоко погруженными в воду. Увлечение техникой японского кроля надолго затормозило развитие этого способа плавания во многих странах.
В наше время элемент "обгона” в движениях руками у ведущих пловцов мира не встречается, хотя еще совсем недавно этот элемент техники можно было наблюдать у чемпиона Европы 1970 г. на дистанции 1500 м —западногерманского пловца Г. Фасснахта.
Технику плавания шестиударным кролем в совершенстве освоили в довоенные годы советские пловцы. В 1935 г. Н. Борисов проплыл дистанцию 100 м за 59,8. Весной 1941 г. В. Ушаков преодолел эту же дистанцию за 57,0, что было лишь на 0,6 сек. меньше рекорда мира.
В 50-х годах американские специалисты плавания вернулись к непрерывному согласованию в движениях рук. Одновременно они попробовали на средних и длинных дистанциях ослабить движения ногами за счет пропуска ударов, приходившихся на среднюю часть гребка рукой. Движениям стала отводиться лишь компенсаторная, уравновешивающая положение тела роль. Так появились многочисленные варианты кроля с "проволакиванием” ног: четырехударный и менее распространенный кроль с неодинаковым количеством ударов ногами (левой, правой), приходившихся на один цикл. Тело пловца стало лежать в воде более ровно, а голова — низко. Для характеристики положения тела возник специальный термин — "плывущее бревно”.
Техника кроля с проволакиванием ног как индивидуальная манера плавания для отдельных спортсменов рациональна. Однако по своим возможностям она, несомненно, уступает классическим вариантам двух- и шестиударного кроля.
В эти же годы среди американских и австралийских пловцов завоевал популярность гребок с высоким локтем и вращением предплечья. Правда, утрированное удержание локтя у поверхности воды и гребок в стороне оказались малоперспективными.
На Олимпийских играх 1956 г. в Мельбурне австралийские пловцы доказали своими успехами, что они являются хранителями лучших традиций в кроле. Они усилили захват и длинный гребок согнутой рукой при помощи вращения туловища. Довели до совершенства непрерывность в движениях руками. Чемпионы Олимпийских игр Д. Фрезер, Л. Крепп, Д. Хенрикс плыли шестиударным кролем. Лишь М. Роуз (победитель на дистанции 400 м) вместо шестого удара приставлял левую ногу к правой и проволакивал ее в этом положении.
Шестиударный кроль доминировал и на Олимпийских играх 1960 и 1964 гг. Однако уже в Токио на длинных и средних дистанциях успешно выступили пловцы, использовавшие движения ногами с проволакиванием.
Через 4 года в Мехико во всех 8 личных номерах программы плавания вольным стилем среди победителей не было ни одного представителя шестиударной координации. Австралийский спортсмен М. Уенден плыл классическим двухударным кролем, а американцы Д. Мейер и М. Бартон — двухударным с небольшим скрещиванием ног.
В Мюнхене,, на XX Олимпийских играх, спортсмены, плывшие шестиударным кролем, вновь подтвердили прочность своего положения — они завоевали 5 золотых медалей из восьми, не считая эстафет. Лишь австралийка Ш. Гоулд (победительница на дистанциях 200 и 400 м) и М. Бартон (победитель на дистанции 1500 м) плыли двухударным кролем. Во время проведения эстафет в команде США (победители в эстафетах 4Х 100 м и 4х200 м вольным стилем — мужчины) один только М. Тейлор применил двухударный кроль. Все остальные спортсмены плыли шестиударным кролем. Да и М. Тейлор на финишном отрезке 200-метровой дистанции перешел на шестиударный кроль.
История вольного стиля (кроля) на спине
На Олимпийских играх 1912 г. было доказано, что плавание на спине кролем дает преимущество в скорости. До этого на спине большинство спортсменов плавали брассом. Становление современной техники плавания кролем на спине связывают с именем олимпийского чемпиона 1936 г. американца А. Кифера (100 м— 1.05,9). Его стиль характеризовался высоким положением тела и головы, активными шестиударными движениями ногами, высоким темпом движений руками, выполнявшими сильный гребок. Были в технике пловца элементы и явно нерациональные: движения прямой рукой над водой через сторону, широкое вкладывание ее в воду, гребок прямой рукой выполнялся близко к поверхности воды.
В довоенные годы техникой плавания кролем на спине хорошо владели советские пловцы К. Алешина и Н. Борисов. В 1935 г. их результаты на дистанции 400 м (6.07,2 и 5.24,3 соответственно) превышали официальные мировые достижения.
В послевоенные годы техника кроля на спине продолжала совершенствоваться. Большинство пловцов стали выполнять гребок со сгибанием руки в локтевом суставе, что сразу же повысило скорость плавания. Но в сравнении с пловцами вольного стиля, которые уже в 50-х годах решительно отказались от неестественно приподнятого положения головы и стабильного (относительно продольной оси) положения туловища, пловцы-спинисты были консерваторами. В их технике еще долгие годы сохранялось высокое положение головы. Руки двигались над водой через стороны. Ноги были погружены глубоко в воду, и их движения напоминали педалирование. Таз был опущен, а тело принимало сидячее положение. Многие из этих черт были свойственны и технике плавания олимпийского чемпиона 1956 и 1960 гг. австралийца Д. Тейла.
Лишь на Олимпийских играх 1964 и 1968 гг. в технике плавания победителей можно было увидеть качественно новые черты стиля. Мышцы туловища стали активно вовлекаться в рабочие движения, хотя тело занимало хорошо сбалансированное высокое и обтекаемое положение с минимальным углом атаки. Движения руками приобрели непрерывный и мощный характер. Рука двигалась над головой и входила в воду ближе к средней линии тела. Своеобразной была техника К. Мюир (ЮАР), ставшей в канун Олимпиады 1968 г. обладательницей мировых рекордов на дистанциях 100 и 200 м (соответственно 1.06,4 и 2.23,8). В 1969 г. она улучшила рекорд на дистанции 100 м еще на 0,8 сек. К. Мюир лежала на воде очень высоко и почти горизонтально (плоско). Во время плавания от воды освобождалась вся передняя поверхность тела, включая и верхнюю часть бедер. Руки выполняли непрерывные движения типа "мельницы”, умеренно сгибаясь в локтях во время гребка (наибольший угол сгиба 110—120°). Плечевой пояс и туловище оставались стабильными и кренов почти не делали. Ноги выполняли малоинтенсивные и мелкие движения: бедра удерживались у самой поверхности воды, стопы не опускались ниже плоскости таза. Координация движений была шестиударной. Это была интересная попытка применить в кроле на спине ослабленную работу ног. Однако искусственное удерживание плечевого пояса в стабильном положении вряд ли можно признать целесообразным.